АНАЛИЗ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РЕШЕНИЯ НАСУЩНЫХ ПРОБЛЕМ Летом 1945-го Беррес Фредерик Скиннер написал роман “The Sun Is But a Morning Star”, опубликованный в 1948-ом как “Walden Two”. На книгу его натолкнул разговор с другом, зять которого вскоре должен был вернуться с тихоокеанского фронта. Скиннера интересовало, чем молодой человек будет заниматься по возвращении домой. В 1979-ом он написал: “Они забыли про свой крестовый поход и вернулись к обычной жизни – нашли работу, женились, взяли дом и машину в ипотеку, обзавелись парой детишек”. На вопрос, что им следовало делать вместо “обычной жизни”, он ответил: “Экспериментировать. Искать новые уклады жизни”. Утопические по литературным стандартам, взгляды Скиннера на проектирование культуры могут выглядеть скорее антиутопическими – как говорят критики, он предлагает общество, лишающее индивида цели и отказывающее ему в разумности. Оруэлл с улыбкой на лице и авторитетом науки за спиной. Поведенческие аналитики возражают, что идея Скиннера не в конкретном устройстве общества, а в экспериментирующем подходе к культуре. Но обе стороны упускают, что взгляды Скиннера – это слова, а слова не работают как непосредственный двигатель прогресса. В определенных контекстах слова могут создавать прежде невиданные культурные практики, но в большинстве случаев они просто позволяют не изобретать велосипед. Когда Скиннер рассказывает, как он сейчас анализом поведения решит все глобальные проблемы – не кидайтесь обсуждать, существуют ли указанные им проблемы и работают ли предложенные решения. Его мысли нужны не нам, чтобы разобраться с текущими проблемами – если бы все было так просто, то уже бы давно все решилось – а людям будущего, которые будут создавать новые сообщества или восстанавливать мир. Описание, какие практики и каким образом могут появиться, ускоряет повторную культурную эволюцию. Сохраните этот пост на случай ядерной войны, чтобы знать, что нужно учесть при создании цивилизации с нуля. Перевод и озвучка — Тимур Курицын.